Шаблоны советской моды и путь к свободе слова

Очень часто можно услышать такое мнение, будто в Советском Союзе не было моды, как отдельного направления в искусстве.Отчасти в этом есть зерно правды, ведь вся история Советской моды – это тесная связь с политическими убеждениями и скрытый творческий протест против них.

Если проследить за модными течениями последних трех десятилетий существования СССР, то можно отметить, что «взгляд на запад», с каждым годом становится все более открытым и заинтересованным. Способствовали этому и изменения во внешней политике и внедрение поп-культуры в молодежную среду, и кинематограф, где образы главных героев 60-80-х все больше не соответствовали партийной идеологии.

К 60-м годам прошлого столетия, интерес к модным тенденциям перестал считаться чем-то зазорным. Советская власть стала относиться к этому вопросу лояльнее, разрешили модные показы, большое распространение получили западные и советские журналы мод. Приобрести желанную вещь в те времена было делом непростым, приходилось отстаивать длинные очереди, да и дефицит тканей подбивал многих людей к тому, чтобы перешивать старые вещи на новый лад.

В помощь рукодельницам стали издаваться журналы с выкройками, какой же популярностью они тогда пользовались! У каждой уважающей себя модницы просто обязаны были быть подшивки таких изданий, многие даже подписку на них оформляли. Вязание, макраме и другие виды рукоделия также нашли свое применение именно в эти годы, вещи ручной работы очень ценились.

Но, конечно, в сравнении с заграничными вещицами, выглядели несколько блекло, ведь западная мода ушла далеко вперед. Поэтому, если подворачивался счастливый случай достать «роскошную вещицу» за рубежом, советские люди очень дорожили ей, и часто такая вещь висела в шкафу как трофей, ждала праздников и торжественных мероприятий – ведь именно тогда ее «выводили в свет».

В конце 70-х иконой стиля стала Барбара Брыльска, точнее ее образ в «Иронии судьбы». Внешность главной героини, скромной учительницы Нади Шевелевой, была настолько притягательна для окружающих, что романтика и интеллигентность образа стала объектом для подражания. В моду вошли шапки на лисьем меху, как у главной героини, романтичные воланы, рюши, оборки, платья на кокетке, Собственно, этот стиль всячески внедрялся в массы еще с конца 60-х годов, и пока не было других предложений. Еще не проявился бунтарский дух 80-х, и, об эпатажном духе певицы Мадонны в СССР еще не слышали.

Все изменилось буквально к середине 80-х, когда основной тон задавала именно западная поп-культура.В моду входит все цветное, яркое, эстрадное, а серое и невзрачное отходит на второй план.Считалось, что чем больше в гардеробе мешается несовместимых вещей, тем лучше. Эпатаж входит в моду, проявляются первые неформальные движения, которые продолжат свое существование и в дальнейшем. В наши времена все проще: посмотрел каталог Avon 3 2015 Россия и консультант компании привез все что душа пожелает.

80-е являются этаким пиком советской моды, где смешалось все модные течения предыдущих лет, наметился некий протестантский настрой. Мода наконец-таки вырвалась из-под контроля советской власти, да и власть эта, постепенно, сходила на «нет».

Этот дух свободы от общественных порядков захватывает и плавно переходит в 90-е годы. Лихие 90-е запомнились не только бандитскими разборками, но и своеобразным типом одежды, одежды «новых русских», где внешний вид должен быть внушительным. Женщины тоже убрали из гардероба все вещи с намеком на романтику, и перешли на стиль «унисекс». Время 90-х стало началом нового государства, кардинальных изменений в политике. Исследования в области советской моды на этом заканчиваются, намечается кардинально новый бизнес-стиль, который является уже символом начала нового столетия.